Чтобы знать, куда двигаться, нужен план. С его помощью вы будете знать, что делать, как делать и в какой последовательности. Для этого и нужна digital-стратегия.
Сейчас не надо изобретать велосипед, умные люди давно все придумали. Просто берите и пользуйтесь. Система маркетингового планирования SOSTAC помогает двигаться в нужном направлении. Она включает в себя шесть этапов.
1. Situation (Ситуационный анализ)
На этом этапе проводится анализ проекта. Выясняется, как вы представлены на рынке на текущий момент. Для этого нужно проработать следующие точки:
- Проанализировать целевые сегменты, их задачи, боли и выгоды;
- Выявить конкурентов: кто они, в чем их отличие, за счет чего создаются конкурентные условия;
- Определить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для компании (для этого делают SWOT-анализ);
- Создать список каналов привлечения клиентов, определить наиболее и наименее выгодные решения.
2. Objectives (Цели)
На этом этапе нужно понять, чего вы хотите достичь. От правильного определения цели зависит вся маркетинговая стратегия.
Пример маркетинговых целей:
- Привлечь новых клиентов
- Повысить лояльность аудитории к продукту
- Изменить привычное отношение к товару
- Увеличить частоту покупок среди молодых клиентов
- Увеличить срок жизни клиента
3. Strategy (Стратегия)
Стратегия – это то, как вы будете достигать поставленных целей. На этом этапе
- Определяются целевые рынки;
- Выделяется отличительное преимущество продукта или услуги;
- Разрабатывается позиционирование;
- Прописываются цели маркетинга/сбыта.
4. Tactics (Тактика)
Четвертый этап – это планирование конкретных инструментов для реализации маркетингового плана. К ним относятся продукты, продвижение, ценообразование, распределение и т.п.
5. Action (Действия)
Когда прописаны тактики, определяется, какие действия нужно сделать в каждой из них. На этом этапе важно определить, кто чем занимается. Составляется график мероприятий, назначаются исполнители, подсчитывается бюджет на реализацию этих действий.
6. Control (Контроль)
На последнем этапе проводится промежуточный контроль результатов и создается возможность оценить эффективность в будущем. Чтобы быть уверенным, что все идет по заданному маркетинговому плану, настраивается ежемесячная или еженедельная отчетность по установленным KPI. Так можно вовремя заметить, если какая-то из тактик дала сбой и исправить ее.
Что в итоге
Digital-стратегия по SOSTAC позволяет создать четкий и логичный план для развития бизнеса.
После разработки digital-плана по системе SOSTAC вы:
- поймете, где находитесь сейчас;
- поставите адекватные цели для бизнеса;
- будете знать путь развития и конкретные шаги;
- определите, какие действия нужно выполнять;
- по показателям отследите эффективность действий.
А в следующей статье мы подробней поговорим о первом этапе − ситуационном анализе.