Зачем вообще нужны метрики
В жизни сайта возникают разные потребности – получить больше посещений, оценить эффективность рекламного канала или понять, было ли успешным какое-либо offline или online-мероприятие.
Если сайт что-то продает, то наверняка хочется знать, какой товар пользуется или не пользуется популярностью и почему. Кто вообще интересуется вашими предложениями, откуда они приходят, ну и почему уходят, не купив.
Все эти и еще многие данные можно собирать и анализировать совершенно бесплатно. Вам нужна лишь система аналитики + желание сделать сайт лучше.
Начнем с того, что именно нам может показать Яндекс.Метрика. Обычно у себя в голове я делю все показатели в метрике на 2 типа: простые (или базовые) и сложные (комплексные).
Простые данные (отчеты) – это те, которые метрика начинает собирать сама без какого-либо участия с вашей стороны, от вас нужна только установка кода на сайт.
Сложные – данные (отчеты), для которых нужно что-то еще настраивать на сайте и/или в самой Метрике.
Но вернемся к вопросу «Зачем вы создавали сайт».
Если не для того, чтобы «просто написать на визитке», значит для решения каких-то бизнес-задач или целей?
С определением того, удается ли сайту достигать этих целей, нам помогут «сложные метрики». Но напомню, что это только я их так называю и только от того, что автоматически они собираться не начинают, ведь ни одна из систем аналитики не знает целей вашего бизнеса.
Итак сложные параметры чаще всего более персонализированные. Это данные и отчеты, за которыми следить интереснее и полезнее всего. Только их нужно правильно настроить.
Конверсии / целевые визиты
Смотреть за тем, как растет трафик на сайте, понимая, что ваша реклама или Seo работает, это конечно хорошо и правильно. Но вот только не всегда понятно, а что именно вам это приносит.
Цель почти любого бизнеса (если у вас не медиа-сайт и вы не рекламу продаете) не просто увеличить количество посетители страниц, а сделать так, чтобы росло количество людей, которые что-то купили или обратились за услугой или что-то скачали или еще как-то провзаимодействовали непосредственно с вашим бизнесом.
Но вот как отделить посетителей, которые пришли на сайт для того, чтобы просто почитать об услуге, от тех, кто ее заказал?
Для решения этой задачи, необходимо понять (придумать), что именно мы будем считать целью/ какие конверсии будем считать.
Иногда, что хорошо, уже на этом этапе, владельцы сайтов начинают видеть те проблемы, которые есть на страницах услуг, товаров, корзин и т. д.
Всего типов целей 3 (и бесконечное множество комбинаций). Давайте поочередно на них взглянем, и я постараюсь показать, как каждый из этих типов можно использовать.
Цель «количество просмотров»
Это, наверное, самая простая цель, которую можно только придумать. Отчет по этой цели показывает количество страниц, которое прошел/просмотрел пользователь в рамках одной сессии.
Вариантов применения немного, зато вывод может быть очень полезным:
- Удобная ли навигация на сайте и насколько понятна структура.
- Правильно ли реализовали перелинковку и удобно ли ей пользоваться.
- Качественный ли контент предоставляет сайт, хочется ли человеку углубиться в структуру и узнать больше про услугу/товар/информацию.
Сфера использования
- Отлично подходят для информационных ресурсов, где большое количество информации и важно понимать, переходят ли посетители на смежные по смыслу статьи.
- Для образовательных порталов, где все курсы строятся из последовательных статей, и нужно оценивать качество материала и простоту навигации между уроками.
- Коммерческие сайты, которые ведут блог или пишут статьи для привлечения тематического трафика.
Цель «Посещение определенных страниц»
Одна из важнейших целей, так как частенько является частью составной цели, но об этом позже. Тут мы можем указать URL страницы, переходы на который будут являться достижением цели.
Речь идет про страницу заказа/доставки/скачивания и любой другой транзакции. Вывод напрашивается сам собой:
- Видна/привлекательна ли ссылка на нужную страницу.
- Корректность перелинковки.
- Доходят ли пользователи для конверсионной страницы.
Сфера использования
- Интернет-магазины. Благодаря данной цели можно точно знать, переходят ли пользователи в корзину. Те ли разделы товара просматривают и куда они заходят чаще, интересуются ли они доставкой и т. д.
- Сайты услуг. В зависимости от характера услуг можно оценить, заходят ли на конверсионные страницы пользователи, ищут ли ваш адрес, заходя на страницу контактов. Какая из ваших услуг на сайте более востребована.
- И для сайтов услуг и для интернет-магазинов можно ставить целью посещение страницы «Спасибо за покупку/заказ/обращение», которая показывается только после какой-либо транзакции.
Цель JavaScript-событие
Это, наверное, самый интересный тип цели. С помощью него мы можем анализировать почти любой элемент на сайте.
Применение
- Можно настроить событие «нажатие кнопки „Заказать/купить/добавить в корзину“».
- Можно поставить целью успешную передачу данных через какую-либо форму: обратная связь, регистрация, комментарий и прочее.
- Если у вас интернет-магазин, то можно отслеживать, сколько раз товар добавляли к сравнению.
- Если на сайте есть что-то, подразумевающее выбор: чек-лист, перечисление характеристик товара (например, комплектация автомобиля), можно отследить, какие кнопки нажимают чаще остальных.
- Переходят ли по кнопкам соцсетей на сайте.
- Если хотите проверить заинтересованность какой-то конкретной информацией на странице, можно скрыть этот блок за кнопкой «показать что-то» и проверить, как часто эту информацию запрашивают. Запутанно, но вот пример Авито: когда вы заходите на какое-то объявление, там телефон скрыт. Если нажать на кнопку «показать телефон», то он появляется и действие записывается.
- Дальше все зависит только от вашей фантазии и от ваших бизнес-процессов.
Нюансы, про которые не все знают
Многие сервисы, которые вы подключаете к своему сайту, уже имеют возможность передавать данные в метрику. Например, online-чат Jivosite имеет возможность передачи данных о следующих событиях:
- Jivo_Chat_requested — Чат запрошен клиентом.
- Jivo_Chat_established — Установлен диалог клиента с агентом. 1 и 2 пункты обычно являются двумя шагами составной цели. Получается цепь: клиент пишет в онлайн чат — > консультант отвечает клиенту.
- Jivo_Proactive_invitation_accepted — Клиенту отобразилось приглашение.
- Jivo_Proactive_invitation_rejected — Клиент закрыл приглашение крестиком.
- Jivo_Proactive_invitation_shown — Клиент принял приглашение, написав сообщение в ответ.
Составная цель
Часто нужно оценивать цели по шагам. Например, для интернет-магазинов существуют стандартные этапы покупки товаров:
- клиент смотрит страницу товара,
- потом кладет ее в корзину,
- затем переходит на страницу корзины,
- из нее идет на страницу заполнения данных (чекаут),
- после этого оплачивает товар.
Все эти этапы хорошо рассматривать как отдельно, так и в комплексе. Это позволит вовремя заметить проблему на каком-то из них и увеличить количество «дошедших» до самого заветного – последнего, на котором сделка состоялась и клиент отдал вам деньги :)
Есть несколько нюансов, о которых многие не знают:
- Между шагами может быть сколько угодно действий, но шаги должны быть выполнены последовательно. Поэтому если составная цель − это посещение двух страниц и нажатие кнопки, то пользователь между этими действиями может быть занят чем угодно, но пройдя все шаги цель зачтется.
- Если пользователь сделал первое действие из составной цели, после чего отошел от компьютера более чем на 30 минут (время сессии, можно увеличить), цель будет считаться проваленной.
- Составная цель может содержать максимум 5 шагов.
- Для каждого счетчика можно задать до 200 целей.

Для тех, кто только «одним глазком взглянуть»
На что смотреть, если вы только что поставили Метрику и только-только начинаете разбираться? (простые решения)
А еще есть:
- Карты кликов
- Карты скроллом
- Вебвизор
- Анализ данных о покупках и заказах на сайте
- Передача и анализ данных об off-line заказах
…и каждый из этих инструментов заслуживает отдельной лекции :)