ESOMAR — уважаемая ассоциация в мире, основанная в 1948 году. Мы соблюдаем определенные стандарты, которые служат гарантией качества нашей работы. Предлагаем ознакомиться с положениями кодекса.
Основные принципы
Этот Кодекс содержит основополагающие принципы, которыми должны руководствоваться все субъекты, проводящие маркетинговые исследования или использующие их результаты. Лица и организации, взявшие на себя соблюдение данного Кодекса, должны придерживаться не только буквы, но и духа его правилЧлены ESOMAR во всех случаях несут ответственность за то, чтобы сотрудники их организаций, участвующие в той или иной форме в проведении маркетинговых исследований, были осведомлены о принципах, лежащих в основе данного Кодекса. Члены ESOMAR также должны сделать все возможное, чтобы их организация в целом придерживалась настоящего Кодекса.
Общие правила
- Маркетинговое исследование должно всегда проводиться объективно и в соответствии с общепринятыми научными принципами.
- Маркетинговое исследование во всех случаях должно соответствовать национальному и международному законодательству, принятому в странах, охваченных данным проектом.
Права респондентов
1. Участие респондентов в маркетинговом исследовании на всем его протяжении является полностью добровольным. Это должно сообщаться респондентам в момент приглашения.2. Анонимность респондентов должна строго соблюдаться. Если по просьбе исследователя респондент дал разрешение на использование информации, раскрывающего личные данные, то должны соблюдаться следующие условия:
- респондент должен быть уведомлен о том, кому и для каких целей будет предоставлена эта информация;
- исследователь должен гарантировать, что эта информация не будет использована для каких - либо целей за пределами данного исследования и что получатель этой информации дал согласие соблюдать требования настоящего Кодекса.
4. Респондентам необходимо объявлять (как правило, в начале интервью) о том, что интервью наблюдается или записывается - за исключением случаев, когда интервью проводиться в общественном месте.
5. По требованию респондента запись или ее часть должны быть уничтожены.
6. Респондент имеет право знать о том, кто и в каких целях проводит исследование.
Профессиональная ответственность исследователей
- Исследователь не должен вольно или невольно допустить дискредитации своей профессии или подрыву доверия к ней. Исследователю не подобает создавать ложное представление о своих возможностях и возможностях своей организации.
- Исследователю не следует подвергать несправедливой критике или дискредитировать других исследователей.
- Исследователь всегда обязан строить исследование так, чтобы оно наилучшим образом оправдывало произведенные затраты и приносило бы результаты надлежащего качества, а также соответствовало требованиям заказчика.
- Исследователь должен обеспечить сохранность всех рабочих документов исследования, находящихся в его распоряжении.
- Исследователь должен препятствовать распространению результатов маркетингового исследования, которые не опираются на достоверные данные. Исследователи должны представить соответствующую фактическую информацию для доказательства достоверности любых опубликованных выводов.
- Исследователи в своем профессиональном качестве не должны принимать участие ни в какой деятельности, кроме собственно исследовательской, например, маркетинговых мероприятиях и акциях по продвижению товара, в которых могут использоваться личные данные респондента. Любые подобные действия должны быть четко отделены от маркетинговых исследований.
Права и обязанности исследователей и заказчиков
1. Как правило, права и обязанности сторон регулируются письменным договором между исследователем и заказчиком. В целом маркетинговые исследования всегда должны проводиться в соответствии с общепринятыми принципами честной конкуренции.2. В случае, если работа, проводимая для заказчика, комбинируется с работами, проводимыми в интересах других заказчиков, исследователь обязан поставить заказчика об этом в известность. Однако он не обязан идентифицировать этих заказчиков.
3. В случае, если исследователь подряжает какую - либо стороннюю организацию (в том числе сторонних консультантов) для выполнения проекта, он обязан заранее известить об этом заказчика. По требованию заказчика исследователь обязан предоставить полную информацию о соисполнителях.
4. Если это не оговорено заранее заключенным соглашением между сторонами, заказчик не может требовать исключительного права на использование услугами исследователя или его организации, или любой его части. Однако исследователь, ведущий работу для различных заказчиков, обязан принять все возможные меры, чтобы не допустить столкновений их интересов.
5. Нижеперечисленные рабочие документы являются собственностью заказчика, исследователь не имеет права представлять их третьей стороне без специального разрешения заказчика:
- заказ на маркетинговое исследование, техническое задание и любая другая информация, предоставлявшаяся заказчиком;
- данные и результаты исследований (за исключением случаев, когда у проекта было более одного заказчика).
- заказчик не имеет права получить информацию об именах или адресах респондентов, за исключением тех случаев, когда у таковых исследователем было заранее получено недвусмысленное разрешение.
- предложения по проведению маркетингового исследования и предложенные расценки (если они не оплачены клиентом). Заказчик не имеет права сообщать их никому, кроме консультанта, работающего с заказчиком в рамках данного проекта (если этот консультант не работает также с конкурентами исследователя). В частности, заказчик не может использовать эти документы для того, чтобы как - либо повлиять на предложения или расценки других исследователей;
- содержание отчета в том случае, если у проекта было несколько заказчиков, и когда результаты отчета открыты для покупки или подписки на них. Заказчик не может передавать данные такого отчета третьей стороне (только своим консультантам) без разрешения исследователя;
- прочие документы исследования, подготовленные исследователем за исключением отчета для заказчика, и отдельных документов (например, вопросника), специально оплаченных заказчиком.
8. Исследователь не имеет права сообщать о том, кто является его заказчиком (за исключением случаев, когда он обязан сделать это по закону), он не имеет права разглашать без согласия заказчика никакую конфиденциальную информацию о деловой активности последнего.
9. По требованию заказчика исследователь должен предоставить ему возможность проверять качество полевой работы и обработки данных с условием, что заказчик оплачивает все возникшие в этой связи дополнительные расходы. При любых подобных проверках должны соблюдаться требования правила 4.
10. Исследователь обязан представить заказчику любую требуемую техническую информацию по исследованию, проводившемуся по его заказу.
11. При составлении отчета по результатам маркетингового исследования исследователь должен четко обозначить непосредственные результаты исследования, свою интерпретацию этих результатов и рекомендации, сделанные на этом основании.
12. При публикации результатов исследования заказчик несет ответственность за то, чтобы эта публикация не вводила читателей в заблуждение. Для этого он должен заранее проконсультироваться с исследователем и получить его согласие относительно формы и содержания публикации. Исследователь должен следить за тем, чтобы при публикации не возникли искажения результатов исследования.
13. Исследователи должны добиваться, чтобы их имена ни в коем случае не использовались для придания видимости того, что проект выполнен в соответствии с требованиями этого Кодекса (если на деле эти требования не соблюдены).
14. Исследователи должны следить, чтобы заказчики знали о существовании настоящего Кодекса о необходимости соблюдать его требования.
Стандарты отчета
В отчет исследовательского проекта должна быть включена следующая информация:Данные об исследовании: для какого и кем проводилось исследование: цель исследования; имена субподрядчиков и консультантов, выполнявших существенную часть работы.
Выборка: описание планируемого и охваченного фактически социального пространства; размер, характер и географическое распределение выборки - планируемое и достигнутое; тогда, когда это необходимо, объяснение степени, с которой данные реализованы относительно одной части выборки; детали используемых методов выборки и ремонта; распределение процентов ответов и отказов от ответов.
Сбор данных: описание метода, при помощи которого собиралась информация (личное интервью, почтовое или телефонное интервью, групповая дискуссия, наблюдение или любые другие методы); адекватное описание полевого персонала, инструктажа и полевых методов контроля за качеством; метод отбора респондентов и общий характер любых стимулов, которые реализовывались для обеспечения сотрудничества; время проведения полевых работ; в случае проведения "кабинетного исследования", четкое указание на источники и их надежность.
Представление результатов: фактические результаты; базы процентов с четким указанием взвешенных и невзвешенных баз; общие указания вероятных статистических полей ошибок и уровни статистического значения различий между ключевыми цифрами; анкеты и другие соответствующие документы (или в случае совместного проекта, часть, относящегося к материалам отчета).