Представьте ситуацию: вы ищите информацию в интернете. Заходите на сайт или в блог, а там огромная простыня текста. Что вы сделаете? Мы нажмем крестик.
Сайты делают для людей, так почему авторы тогда не думают, что текст без структуры сложно и неудобно читать. Покажем наглядно.
Текст без структуры
Возьмем отрывок из нашей статьи и уберем из нее всю структуру.
Что нужно для создания контент-плана
В этой статье мы рассмотрим составление контент-план для соцсетей, но подобный подход можно использовать и для других ресурсов. Начните с определения своей целевой аудитории, какие у нее боли, потребности, интересы. Как это сделать: изучите группы прямых и косвенных конкурентов, посмотрите, что постят, какие используют картинки, тексты, посылы, какие публикации вызывают большую реакцию, о чем обсуждения, как взаимодействуют с аудиторией. Посмотрите на активных участников конкурентов и активных участников своего сообщества, зайдите на их страницы, посмотрите, чем люди интересуются, что публикуют или репостят на своих страницах.После того, как вы поняли свою ЦА и что у нее болит, распределите контент по категориям. В зависимости от функции выделяют виды контента: продающий; развлекательный; обучающий; коммуникационный; экспертный.
Продающий − посты о товарах, их свойствах, акциях, новых поступлениях. Увлекаться продающим контентом нельзя. Пользователи устали от прямой рекламы и замечают ее только тогда, когда им действительно нужно то, что рекламируется. Задача других типов контента − создать эту потребность. Развлекательный − юмор, подборки красивых фото, интересные истории, демотиваторы, открытки, цитаты, стихи, музыка. Развлекательный контент лайкают, комментируют, делятся им с друзьями. Он не решает бизнес-задач и не продвигает подписчика по воронке. Но он удерживает подписчика в сообществе или блоге, благодаря ему пользователи возвращаются на сайт. Обучающий − он предоставляет ценность, учит пользователя. Инструкции, обучающие материалы, FAQ, переводы, исследования, интервью и пр. Коммуникационный − это публикации, побуждающие пользователя выразить мнение. Самый пассивный вид коммуникационного контента − опрос с заранее заготовленными вариантами ответа. Более активные − обсуждения, чаты, дискуссии. Дискуссии нужно подогревать и поддерживать. Кроме получения обратной связи, данный тип контента повышает вовлеченность пользователей. Они общаются друг с другом и непосредственно с брендом, что усиливает доверие. Экспертный − демонстрирует вашу компетентность в выбранной сфере. Рубрики лучше чередовать, чтобы не надоесть однообразием.
Какие эмоции вызывает такой текст? У нас такие:
- Страх перед большим количеством букв.
- Ненависть к автору, который поленился сделать текст удобным.
- Непонимание, что здесь главное и есть ли ответ на наш вопрос.
- Да ну их, не буду читать. Пойду туда, где есть структура.
Что можно нужно улучшить
- Обозначить заголовок
- Сделать читаемые абзацы не больше 5-6 строк
- Перечисления оформить списком
- Расставить акценты через форматирование слов
- Главное − сделать текст удобным для чтения!
Текст со структурой
Что нужно для создания контент-плана
В этой статье мы рассмотрим составление контент-план для соцсетей, но подобный подход можно использовать и для других ресурсов. Начните с определения своей целевой аудитории, какие у нее боли, потребности, интересы.
Как это сделать
- Изучите группы прямых и косвенных конкурентов, посмотрите, что постят, какие используют картинки, тексты, посылы, какие публикации вызывают большую реакцию, о чем обсуждения, как взаимодействуют с аудиторией.
- Посмотрите на активных участников конкурентов и активных участников своего сообщества, зайдите на их страницы, посмотрите, чем люди интересуются, что публикуют или репостят на своих страницах.
После того, как вы поняли свою ЦА и что у нее болит, распределите контент по категориям. В зависимости от функции выделяют виды контента:
- продающий;
- развлекательный;
- обучающий;
- коммуникационный;
- экспертный.
Продающий − посты о товарах, их свойствах, акциях, новых поступлениях. Увлекаться продающим контентом нельзя. Пользователи устали от прямой рекламы и замечают ее только тогда, когда им действительно нужно то, что рекламируется. Задача других типов контента − создать эту потребность.
Развлекательный − юмор, подборки красивых фото, интересные истории, демотиваторы, открытки, цитаты, стихи, музыка. Развлекательный контент лайкают, комментируют, делятся им с друзьями. Он не решает бизнес-задач и не продвигает подписчика по воронке. Но он удерживает подписчика в сообществе или блоге, благодаря ему пользователи возвращаются на сайт.
Обучающий − он предоставляет ценность, учит пользователя. Инструкции, обучающие материалы, FAQ, переводы, исследования, интервью и пр.
Коммуникационный − это публикации, побуждающие пользователя выразить мнение. Самый пассивный вид коммуникационного контента − опрос с заранее заготовленными вариантами ответа. Более активные − обсуждения, чаты, дискуссии. Дискуссии нужно подогревать и поддерживать. Кроме получения обратной связи, данный тип контента повышает вовлеченность пользователей. Они общаются друг с другом и непосредственно с брендом, что усиливает доверие.
Экспертный − демонстрирует вашу компетентность в выбранной сфере.
Рубрики лучше чередовать, чтобы не надоесть однообразием.
У такого текста есть шанс, что его прочитают.
И вот почему:
- Заголовок − человек сразу увидит, куда он попал и то ли искал.
- Подзаголовки. Теперь можно не читать весь текст, а пробежаться по подзаголовкам и выбрать то, что интересно. Да и просто понять логику текста.
- Абзацы. Они разбивают текст на логические кусочки. Так информацию легче воспринимать.
- Перечисления оформили списком, что тоже облегчает восприятие.
- Расставили акценты − зажирнили важный текст.
А как же соцсети
Эти несложные приемы касаются не только больших статей. В постах для соцсетей действуют те же правила.
Возьмем для примера пост без структуры.
Это еще не самый печальный вариант, здесь хоть зачатки структуры видны. Но улучшить все равно можно. Добавим структуры.
Что сделали:
- Отделили смысловые кусочки друг друга.
- Исправили короткий дефис на длинное тире.
- Добавили пробелы там, где о них забыли.
- Убрали кучу восклицательных знаков после цены.
- Разделили адреса по строкам.
Действия простые, а читать и воспринимать информацию легче.
В статье мы рассказали лишь часть работы над текстом, которая улучшает читабельность. За хорошим текстом стоит кропотливая работа над смыслом и структурой. Вопросы грамматики и пунктуации не затрагиваем − они должны соблюдаться по умолчанию.
Вдохновленные М. Ильяховым и Л. Сарычевой, команда WEB-AiM.
Текст важен во всем. Читайте, как писать деловые письма и не раздражать коллег:
Правила деловой переписки